Уж
если попадаем в автомобильную аварию — так уж лучше находиться в автомобиле, в
котором установлены лучшие элементы для защиты пассажиров. Это называется
«пассивной безопасностью». В
последние годы пассивная безопасность автомобилей превратилась в один из
наиважнейших элементов с точки зрения производителей. В изучение данной темы и
ее развитие инвестируются огромные средства, и не только по причине того, что
фирмы заботятся о здоровье клиентов, а потому, что безопасность является
рычагом продажи. А фирмы любят продавать.
Crash-тест
В
середине 90-х годов многие независимые организации во всем мире начали крушить
различные автомобили в более-менее похожих условиях в целях определить уровень
безопасности, которые они предоставляют своим пассажирам. Цель, которой они
задались, — поднять осведомленность потребителей в области безопасности и
заставить изготовителей больше вкладывать в эту сферу. Плоды их начинаний мы
пожинаем сегодня. Если лет 10–15 назад средней оценкой в Crash-те-стах было 2–3
звездочки (из 4), то сегодня средняя — 4–5 звездочек из 5. Уровень пассивной
безопасности не определяется толщиной жестянки, а ее способностью погасить и
распределить энергию столкновения и оставить пассажиров в живых.
Проверка
выносливости автомобиля проводится при помощи серии имитации столкновений с
бетонной вертикальной стеной, а также под углом и боковых столкновений,
имитирующих удар о бетонный столб. Дополнительные системы безопасности, такие
как подушки безопасности, ремни безопасности, подголовники и т.д. также влияют
на общую оценку. Две ведущих в данной области организации — европейская — Euro
NCAP (European New Car Assessment Programme) и американская — NHTSA (National
Highway Traffic Safety Administration), занимающиеся различными областями
безопасности движения.
Результаты
их проверок можно найти на сайтах соответственно: www.euroncap.com и
www.nhtsa.com. Следует отметить,что стойкость автомобиля — вещь относительная.
Переменные, такие как вес и размеры автомобилей, задействованных в аварии, а
также их скорости, являются определяющими факторами в результатах аварий. Так,
пассажиры автомобиля класса mini, легкой и небольшой, но имеющей более высокую
оценку Crash-теста, пострадают сильнее, чем пассажиры более тяжелого и большого
автомобиля, имеющего более низкую (относительно) оценку Crash-теста.
«Решетка
безопасности»
При
тяжелой аварии есть опасность, что двигатель и другие агрегаты могут проникнуть
в кабину водителя. Поэтому кабина окружена особой «решеткой безопасности»,
представляющей собой абсолютную защиту в подобных случаях. Такие же ребра и
брусья жесткости можно найти и в дверях автомобиля (на случай боковых
столкновений).
Области
погашения энергии
При
тяжелой аварии происходит резкое и неожиданное замедление до полной остановки
автомобиля. Этот процесс вызывает огромные перегрузки на
тела пассажиров, могущие
оказаться фатальными.
Из
этого следует, что необходимо найти способ «замедлить» замедление для того,
чтобы уменьшить нагрузки на тело человека. Одним из способов решения данной
задачи является проектирование областей разрушения, гасящих энергию
столкновения, в передней и задней части кузова. Разрушения автомобиля будут
более тяжелыми, зато пассажиры останутся целыми (и это по сравнению со старыми
«толстокожими» машинами, когда машина отделывалась «легким испугом», зато
пассажиры получали тяжелые травмы).
Воздушные
подушки
Одной
из действенных систем безопасности в современных автомобилях (после ремней
безопасности) являются воздушные подушки. Они начали широко использоваться уже
в конце 70-х годов, но лишь десятилетие спустя они действительно заняли
достойное место в системах безопасности автомобилей большинства изготовителей.
Ремни
безопасности
Система
ремней, так хорошо нам знакомая, несомненно является наиболее действенным
способом защиты человека во время аварии. После долгих лет, в течение которых
система оставалась неизменной, в последние годы произошли существенные
изменения, повысившие степень безопaсности пассажиров. Так, система
предварительного натяжения ремней (belt pretensioner) в случае аварии
притягивает корпус человека к спинке сидения, тем самым предотвращая
продвижение корпуса вперед либо проскальзывание под ремнем.
Действенность
системы обуславливается тем, что ремень находится в натянутом положении, а не
ослаблен применением различных клипсов и прищепок, которые практически
аннулируют действие преднатяжителя. Дополнительным элементом ремней
безопасности с преднатяжителем является система ограничения максимальной
нагрузки на тело. При его срабатывании ремень слегка ослабнет, тем самым
уменьшив нагрузку на тело.
Подголовник
Роль
подголовника — предотвратить резкое движение головы во время аварии. Поэтому
следует отрегулировать высоту подголовника и его позицию в правильное
положение. Современные подголовники имеют две степени регулировки, позволяющие
предотвратить травмы шейных позвонков при движении «выхлест», столь характерных
при наездах сзади.
Isofix
Сегодня
уже нет необходимости ломать голову над подгонкой детского сиденья под
оригинальные ремни безопасности. Все более распространенное приспособление
Isofix позволяет присоединить сиденье безопасности для ребенка прямо к точкам
соединения, заранее подготовленными в машине, не используя ремни безопасности.
Необходимо лишь проверить, что автомобиль и детское сиденье приспособлены к
креплениям Isofix.
Комментариев нет :
Отправить комментарий