Пока
в России нет закона, ограничивающего траты чиновников на служебные
автомобили. Вопрос о том, сколько денег позволено тратить на машины для «себя
любимых» чиновникам, продолжает будоражить общество. И беспокоит власти. Но
остается открытым. За
большие траты на служебные авто на днях региональным чиновникам устроил разнос
глава минфина Антон Силуанов. И привел в пример:
при том, что в среднем на
балансе госорганов на одного госслужащего приходится 0,06 легковых автомобиля,
в Чеченской республике, например, этот показатель составляет 0,27. По мнению
министра, чиновники могли бы сэкономить на содержании автопарка. Но по букве
закона урезонить их траты на авто нельзя. В Орловской области суд признал
законным право чиновников покупать дорогие иномарки за бюджетный счет.
В
Орле иск к районной администрации подала местная прокуратура. Она требовала
обязать чиновников продать машину «Ниссан Мурано», купленную для главы района
Виктора Громова, а вырученные деньги перечислить в муниципальный бюджет. В суде
прозвучали такие данные: в прошлом году району на поддержку из региональной
казны выделили 6,6 миллиона рублей. А покупка иномарки обошлась в 1,3 миллиона.
Прокуратура посчитала такую трату денег нарушением принципа результативности и
эффективности использования бюджетных средств, заложенного в законодательстве.
Но судья пришел к выводу, что по Конституции органы местного самоуправления
самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и
исполняют местный бюджет, а также решают вопросы местного значения. То же самое
заложено в законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в
РФ». И прокуратуре в удовлетворении иска было отказано.
Скоро,
впрочем, чиновники будут лишены возможности тратить деньги на авто
бесконтрольно. В законе о федеральной контрактной системе сказано, что
закупаемые товары и услуги для государственных и муниципальных нужд не должны
иметь избыточные потребительские свойства или являться предметами роскоши,
напомнил "РГ" замглавы минкомсвязи, в прошлом начальник управления
контроля размещения госзаказа Федеральной антимонопольной службы Михаил Евраев.
Правда, какие свойства являются достаточными, а какие избыточными, закон не
определяет, что дает возможность для трактовок. Но там же предусмотрено, что
конкретные цифры ограничений будут устанавливаться подзаконными актами.
Какими
они будут, пока непонятно. Эксперты считают, что вполне разумной может быть,
например, планка в 1,5 миллиона рублей. Если речь не идет о бронированном
автомобиле (так как ряду в силу их должностей чиновников такие автомобили
все-таки реально необходимы), то это седан Д и Е класса, считает исполнительный
директор агентства «Автостат» Сергей Удалов. И называет такие авто, как «Тойота
Камри», «Фольксваген Пассат», «Форд Мондео». Их стоимость как раз укладывается
в диапазон до 1,5 миллиона рублей, говорит он.
Между
тем, как передают наши собкоры с мест, претензии в адрес чиновников,
высказанные недавно Силуановым, не беспосчвенны. СМИ и блогосферу то и дело
будоражит информация о роскошных авто кавказских чиновников, купленных на
бюджетные деньги. Последние скандалы такого рода были весной, а потом аппетиты
чиновников, по крайней мере, официально, поутихли. В Кабардино-Балкарии на
сайте госзакупок появился заказ на бронированный «Мерседес» представительского
класса. Его предполагалось взять в аренду на три года и потратить на нее более
44 миллионов рублей из республиканского бюджета.
После
того как информация разлетелась по СМИ, заказ убрали, а глава КБР Арсен Каноков
заявил, что «бюджет республики не настолько богат, чтобы приобретать такие
дорогие автомобили для служебных нужд». Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов в
мае этого года распорядился аннулировать тендер на покупку четырех
внедорожников за 13 миллионов рублей. И строго наказал главу администрации,
который разместил этот заказ без его ведома. В Чечне, несмотря на критику
министра финансов, утверждают, что в качестве служебных в основном пользуются
автомобилями «Лада-Приора» и «Волга». Иномарки представительского класса есть
только у членов правительства. Но в этой республике и износ автопарка высок.
Ингушский премьер Муса Чилиев передвигается на 221 бронированном черном
«Мерседесе».
И.о.
главы республики Юнус-Бека Евкурова возят на такой же иномарке, но с более
толстой броней. Несколько лет назад - до покушения на первое лицо Ингушетии - у
Юнус-Бека Евкурова тоже был 221 «Мерседес», но менее мощный и российской сборки
(автомобиль собирали на Воронежском заводе) с броней Б4, Б5. Во время теракта
она плохо защитила водителя и пассажиров иномарки. Поэтому после выздоровления
руководитель республики поменял железного коня. С тех пор Юнус-Бек Евкуров
ездит на «Мерседесе» такого же класса, но полностью германского производства с
броней на порядок выше прежней.
А как у них?
В
сенате г. Берлин, бургомистр, сенаторы (то есть министры), статс-секретари,
президент парламента города и председатели фракций имеют право использовать
служебный автомобиль «повышенного среднего класса». То есть выбрать между
«Ауди», «Мерседесом» или «БМВ» стоимостью 35-45 тысяч евро. Прочие чиновники
Берлина вообще не имеют права на служебную машину.
В
США все закупки авто для федеральных учреждений проходят через правительственное
Управление служб общего назначения (GSA). За исключением президента,
вице-президента, спецслужб и полиции, львиная доля закупок приходится на авто
американского производства. Конгрессмены и сенаторы в основном используют седан
Lincoln Town Car, губернаторский корпус - модель Ford Crown Victoria.
Комментариев нет :
Отправить комментарий