Характеристики
Основным эксплуатационным свойством бензинов
является детонационная стойкость. Детонация — это процесс очень быстрого
сгорания рабочей смеси (взрывной) с образованием в камере сгорания ударных
волн. Детонация приводит к прогоранию поршней и выпускных клапанов. Внешние
признаки детонации — характерный металлический стук и вибрация, черный цвет
отработавших газов (дым), неровная работа двигателя.
Главным признаком детонации служит резкий
звонкий стук в двигателе, который хорошо слышен с места водителя. Многие
водители полагают, что это стучат поршневые пальцы. В действительности
источником этих звуков являются вибрации деталей двигателя от действия
детонационной (ударной) волны.
Основные причины возникновения детонации
следующие: несоответствие сорта бензина степени сжатия двигателя (слишком
низкое октановое число), раннее зажигание, большое количество нагара в камере
сгорания, работа двигателя при полностью открытой дроссельной заслонке и низкой
частоте вращения коленчатого вала, что бывает, например, при движении на
подъеме «внатяг», когда водитель своевременно не перешел на низшую передачу.
Длительная работа двигателя с интенсивной детонацией недопустима, так как это
может привести к повреждению прокладки головки блока цилиндров, прогоранию
поршней и клапанов. Однако незначительная детонация, которая сопровождается
кратковременным, быстро исчезающим стуком в начале разгона автомобиля при
полном нажатии на педаль дроссельной заслонки, считается нормальным явлением и
не представляет опасности для двигателя.
Детонационные свойства оцениваются октановым
числом, которое, в свою очередь, определяется двумя методами —
исследовательским и моторным. Как правило, в обозначении бензина вместе с
октановым числом указывается и метод, по которому оно определено (буква И —
исследовательский). Чем выше октановое число, тем больше стойкость к детонации,
тем больше и возможная степень сжатия двигателя, а следовательно, и больше
мощность и экономичность.
Высокооктановые бензины получают двумя способами:
сложным технологическим — увеличивают долю высокооктановых компонентов при
производстве (неэтилированный бензин); более простой и дешевый способ — добавка
к бензину тетраэтилсвинца (этилированный бензин).
В развитых странах этилированные бензины не
используются.
Этиловая жидкость — это концентрат химических
соединений свинца, и она, как и этилированный бензин, чрезвычайно ядовита,
оказывает отравляющее действие на человека.
Используя этилированный бензин, будьте очень
осторожны. Тетраэтилсвинец (а за границей еще и тетраметилсвинец) существенно
повышает детонационную стойкость. Его для этого и добавляют, но на автомобилях,
оснащенных лямбдазондом и каталитическим нейтрализатором отработанных газов
(катализатором), этилированный бензин использовать нельзя — свинец быстро
выводит их из строя.
Маркировка
В СНГ в настоящее время производят бензины:
А-72, А-76, А-80, АИ-91, АИ-92, АИ-93, АИ-95 и АИ-98. Они выпускаются
этилированными, малоэтилированными и неэтилированными, летних и зимних сортов.
Все этилированные бензины окрашивают: А-72 —
розовый; А-76 — желтый; АИ-93 — оранжево-красный; АИ-98 — синий.
За рубежом основными являются две марки
бензина: «Премиум» (1-й сорт, октановое число 97-98) и «Регуляр» (2-й сорт,
октановое число 90-94). В Англии, США и некоторых других странах выпускается
также бензин «Супер» (октановое число 99-102).
Применение
Для легковых автомобилей зарубежного
производства используйте бензин с октановым числом не менее 91-92, для
автомобилей 90-х годов рекомендуется применять бензин с октановым числом не
менее 94.
Качество бензина, кроме фактического значения
октанового числа, определяется степенью загрязнения механическими примесями,
содержанием кислот, щелочей, органических соединений, сернистых соединений. К
сожалению, производимые в СНГ бензины на АЗС часто имеют пониженное качество по
указанным выше показателям. В результате при сгорании топлива возникают
детонационные процессы (заниженное фактическое октановое число); повышается
интенсивность износа двигателя (механические примеси), усиливается
смолообразование и нагарообразование, а также коррозионное воздействие на
детали.
Топливная система должна быть обязательно
оборудована фильтром тонкой очистки, за состоянием которого необходимо следить
и периодически заменять. Учитывая невысокое качество бензина, период замены
фильтра тонкой очистки — 10 000-15 000 км. Полезно 1 раз в год промывать
топливный бак. Для двигателей с впрыском и катализатором используйте бензин не
хуже АИ-95 неэтилированный или малоэтилированный.
Хранение
При длительном хранении бензина его качество
значительно снижается. Обычно на одну-две единицы уменьшается октановое число и
возрастает количество смол за счет окисления углеводородов, которые входят в
состав бензина. Смолы, содержащиеся в бензине, образуют вязкие, липкие
соединения коричневого цвета, которые оседают на всех деталях, соприкасающихся
с бензином или его парами (на стержнях впускных клапанов, деталях карбюратора,
внутренних стенках топливного бака и т.п.), что нарушает взаимодействие деталей
и систем двигателя.
На процессы окисления бензина оказывает
влияние ряд факторов. Медь и ее сплавы сильно ускоряют окисление, поэтому
бензин в баке автомобиля, где имеются латунные заборная трубка и фильтрующая
сетка, окисляется быстрее, чем в железной канистре. Способствует окислению и
свободный доступ воздуха в емкость с бензином. В теплое время года процессы
окисления протекают значительно интенсивнее, чем зимой.
При длительном хранении этилированного бензина
в неплотно закрытой емкости теряется легколетучий бромистый этил — вещество,
которое входит в состав этиловой жидкости и «выносит» оксиды свинца из камеры
сгорания. Через некоторое время бромистого этила может остаться в бензине так
мало, что он не сможет «связывать и выносить» весь свинец. При использовании
такого бензина может сильно возрасти нагарообразование в двигателе.
Таким образом, бензин лучше всего сохраняется
в плотно закрытой таре и в прохладном месте. Для этой цели пригодны канистры и
подобные им емкости.
В средней климатической зоне бензин может
храниться в плотно закрытых канистрах без существенной потери качества до 12
месяцев, а в баке автомобиля — не более 6 месяцев. Для северных районов сроки
увеличиваются в 1,5-2 раза, а для южных — сокращаются вдвое.
Качество бензина, снизившееся в результате
длительного хранения, можно улучшить, смешав бензин с двойным, тройным или
большим количеством свежего бензина такого же сорта. Полученная смесь по
качеству близка к свежему бензину.
Комментариев нет :
Отправить комментарий